[06.02.08] В прошлом в окрестностях Новосибирска происходили шестибалльные землетрясения
На прошлой неделе до Новосибирска докатились отголоски землетрясения в Казахстане. Ситуация пятилетней давности, когда после алтайского землетрясения многие спешно покидали квартиры, дамы, несмотря на теплую погоду, «прогуливали» во дворах норковые шубы, а некоторые жители многоквартирных домов наконец-то познакомились со всеми соседями, не повторилась. Но обсуждений подземной активности на форумах хватало. Что неудивительно: ощутимые (пусть только для жителей верхних этажей) подземные толчки для нашего города — редкость. О том, стоит ли Новосибирску опасаться сильного землетрясения, корреспондент НГС.НОВОСТИ беседовала с директором Геофизической службы СО РАН, доктором геолого-минералогических наук Виктором Селезневым.
Какова ситуация с сейсмической активностью в Новосибирске?
Известно, что Новосибирск стоит на плите. Сейсмоопасные зоны из близких к нам — Камень-на-Оби, где происходят достаточно сильные землетрясения, Кемеровская область (в частности, в районе Новокузнецка и Ленинска-Кузнецка) — это одна из самых опасных зон в Сибири. Там возможны землетрясения, достигающие семи–восьми баллов в эпицентре. Такие землетрясения там уже происходили и, скорее всего, будут повторяться, только неизвестно когда.
В Новосибирске же сейсмичность очень низкая. Несколько раз в год у нас происходят землетрясения — в районе Бердска, в районе Академгородка. Но это очень мелкие землетрясения. Их можно почувствовать только в том случае, если вы находитесь непосредственно в эпицентре. Аналогично мы можем чувствовать отголоски сильных землетрясений в других местах. Например, землетрясение 2003 года произошло за 800 километров отсюда, но волна дошла до нас.
Каким было самое сильное землетрясение, зарегистрированное при наблюдениях или по историческим документам в районе Новосибирска?
По результатам наблюдений, которые ведутся уже больше сорока лет, и существующим историческим данным, в окрестностях Новосибирска происходили шестибалльные землетрясения. А значит, они могут повторяться. Шестибалльное землетрясение — это когда начинает двигаться мебель, а в «слабых» домах появляются трещины.
Сколько баллов согласно строительным нормам должны выдерживать здания в Новосибирске?
У нас карта сейсмического районирования построена таким образом, что граница между шестибалльной и семибалльной зоной проходит через Академгородок или чуть южнее его. То есть считается, что в Новосибирске могут происходить землетрясения с сотрясаемостью до шести баллов, а вот южнее уже до семи. На самом деле даже в пределах Новосибирска в разных зонах сотрясаемость может отличаться на один–два балла. В случае землетрясения сильнее будет трясти дома, которые построены в долинах рек, например, вдоль Ини, на насыпных грунтах. Именно поэтому при строительстве высотных зданий проводятся работы по микросейсморайонированию, изучению грунтов в конкретном месте.
Существует ли хотя бы теоретическая вероятность того, что в Новосибирске произойдет землетрясение силой больше «запрограммированных» при строительстве шести баллов?
Этого практически не может быть. На самом деле теоретически возможно любое землетрясение. Но для Новосибирска вероятность такого сильного землетрясения очень мала, на уровне «раз в миллион лет». Реально возможное землетрясение в Новосибирске — это максимум шесть баллов, но и здесь вероятность раз в сотню лет.
Есть поверье, что перед землетрясением домашние животные должны выказывать беспокойство. После землетрясения 2003 года некоторые слегка разочаровались в природных инстинктах своих питомцев, которые не обратили на толчки никакого внимания...
Если бы землетрясения прогнозировались животными, жить было бы намного проще. Бывает, что после того как произошло землетрясение, кто-то вспоминает, что видел выползших на поверхность змей. Возможно, они бы выползли и без землетрясения, но никто не обратил бы на них внимания. Землетрясения имеют разную природу, и случается, что животные действительно реагируют на них. Но проводились исследования, и однозначного ответа на вопрос «чувствуют ли животные землетрясение?» так и не было получено.
Вообще, прогноз землетрясений и особенно времени землетрясения — это очень сложная задача, которую человек пока не умеет решать. Максимум, которого достигла современная наука, — определить, что в данном районе (достаточно обширном) может произойти землетрясение такой-то силы. Но когда оно произойдет — сказать сложно.
Примечание: По словам главного инженера проектного института «Новосибгражданпроект» Сергея Волкова, все, что строится в Новосибирске, проходит вневедомственную государственную экспертизу на соответствие требованию, согласно которому конструкция должна выдерживать землетрясение силой в шесть баллов. Как правило, в проект заложен еще и некоторый «запас». Для зданий выше 50 этажей проводится московская экспертиза.
Елена Полякова
|