В этом Валерий Новосёлов, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, убеждён не только по долгу своей службы, но и опираясь на красноречивые цифры, против которых вряд ли что возразит даже закоренелый скептик.
— Те, кто считает, что трамвай как вид транспорта безнадежно устарел и его пора списать и заменить на что-либо современное, динамичное — автомобиль, метро или троллейбус, сильно ошибается. Каждому — свое! И хорошо, что в Новосибирске возобладал здравый смысл и… элементарный расчет, — говорит Валерий Иванович. — Городом не только белых ночей, но и трамваев, прекрасно себя чувствующим и вписавшимся в полнокровную жизнь Северной пальмиры, по праву считают Санкт-Петербург. Следом идет Екатеринбург, где трамваи также надежно и плодотворно трудятся во благо Уральской столицы. И почетное третье место занимает наш город. В столице Сибири трамвай работает на ста шестидесяти девяти километрах путей…
— Какая точность! К примеру, «округленные» сто семьдесят или двести и «читаются», и считаются легче.
— Заработная плата наших работников, в частности, обходчиков, напрямую зависит от «километража», так что все давным-давно подсчитано и уточнено. Но и объем работ, и протяженность трамвайных путей будут расти. Если в прошлые годы ремонтные работы, естественно, шли, но не в нормативных объемах (как всегда, не хватало средств), то в этом году наступил, можно сказать, перелом. Мэром поставлена задача — производить ремонт трамвайных путей в комплексе, то есть не «латать» какие-либо аварийные отрезки, а обновлять, заменять определенные заранее участки, со всеми соответствующими механизмами и оборудованием, как-то стрелочными переводами и так далее… На что в бюджете города предусмотрено прямое финансирование. Так, в Дзержинском и Калининском районах капитально отремонтированы трамвайные пути от улицы Учительской и до пересечения проспекта Дзержинского с улицей Трикотажной. На будущий год, после обкатки трассы, проведения «подбивки», чтобы не случилось просадки путей, они будут либо заасфальтированы, либо заложены плиткой. Второй участок — в Ленинском районе, по улице Котовского. Работы ведутся по новой технологии.
— Что значит «новая технология»?
— Первое. Вместо обычных трамвайных рельсов ТВ-62 длиной двенадцать с половиной метров укладываются более мощные и прочные, следовательно, и более долговечные железнодорожные двадцатипятиметровые Р-65. Второе. Чтобы уменьшить, сократить удары колес о стыки рельсов, мы свариваем длинномерные плети, приближаясь к так называемому «бархатному» пути. Все это повышает комфортность движения трамвая, позволяет продлить жизнь как колес в частности, так и удлинить межремонтные циклы путей в целом. Лет на тридцать-сорок…
— Ого, срок для такого «древнего» вида транспорта! Неужели трамвай так долго продержится?
— Обязательно! Трамвай прекрасно себя чувствует в Германии. Активно его восстанавливают в Англии. Чем мы хуже? Это же самый экологически чистый вид транспорта, как и троллейбус. Экономичный. А по вместимости ему вообще нет равных. Что касается метро, то трамвай не только не конкурент, а, напротив, дешёвый и надежный помощник — лучше и быстрее никто не подвезет пассажиров к тем же остановкам метро.
— Насчет «быстрее», мне кажется, вы, Валерий Иванович, несколько увлеклись…
— Нисколько. То, что уже сегодня улицы любого крупного города, Новосибирска в том числе, перегружены автотранспортом, а в часы «пик» уехать куда-либо не то что быстро, а в принципе почти невозможно, ни для кого не новость. И процесс этот, увы, будет нарастать в дальнейшем. Со всеми вытекающими последствиями — экологическими, экономическими и… психологическими. Трамвай и здесь держится особняком.
Во-первых, он идет по своей, четко проложенной трассе, имея естественные, известные всем, в том числе и автомобилистам, преимущества. Во-вторых, он и сам, как и весь транспорт, в прямом и переносном смысле слова, не стоит на месте, совершенствуется. Новинки науки и техники не только не обходят трамвай стороной, но и активно влияют на его внешний облик и на «внутреннее содержание».
В этом году мэр принял решение, и мы покупаем четыре новых вагона, оснащенных современной электронной аппаратурой, не только облегчающей процесс управления трамваем, но и позволяющей в целом экономить до двадцати процентов электроэнергии, уменьшить количество регламентных ремонтов. К тому же и само рабочее место водителя кардинально отличается от прежних стеклянно-металлических грохочущих будок. Для водителя созданы комфортные условия труда: просторная и светлая кабина, большое панорамное стекло, внутренние и внешние зеркала заднего вида с подогревом. Все это обеспечивает водителю отличный обзор при работе в различных погодных условиях, повышая тем самым уровень безопасности движения… Сиденье водителя отвечает высоким требованиям эргономики рабочего места. Работа водителя значительно облегчена благодаря рациональному расположению на пульте управления приборов и органов управления, применения контроллера с горизонтальной осью…
Модель трамвая, которая сейчас запущена в производство на Усть-Катавском заводе, отвечает самым «принципиальным» требованиям: высокое качество изготовления сложной техники, присущее уральским мастерам, и новейшая аппаратура, позволяющая находиться этому «вечному» виду транспорта на достойном уровне, обеспечивают пассажирам комфортное и, главное, безопасное передвижение к месту назначения. Новосибирск имеет виды на новую разработку уральцев. В то же время не забываем мы и о модернизации существующего парка трамваев. В этом году два вагона поставлены на «омоложение» по новой методике, что придаст им, на наш взгляд, еще более существенные характеристики по сравнению с «собратьями», прошедшими аналогичные процедуры ранее и ныне работающими по тринадцатому маршруту. Они будут выгодно отличаться и по внешнему виду (дизайн будет современным, энергичным), и, что не менее важно, по техническим параметрам.
Что касается повышения качества подготовки персонала, обслуживающего новую технику, то и здесь намечена и осуществляется соответствующая программа. К примеру, в штате трамвайщиков предусмотрены такие специальности, как электронщики, наладчики и регулировщики сложной аппаратуры. Разумеется, предусмотрено и развитие трамвайных сетей, продвижение трамвая на такие пока окраинные жилмассивы, как Юго-Западный, на Затулинку, на новые микрорайоны… Достаточно уверенно чувствует себя трамвай и в центральной части города. На улице Серебренниковской проведен комплексный ремонт маршрута, такая же масштабная работа предстоит на улице Мичурина….
Так что трамвай чувствует себя достаточно уверенно, активно развивается, становясь современным видом транспорта, вполне экономически целесообразным и конкурентоспособным.
Источник: http://vn.ru/31.08.2007/citynews/87953/ |